Субсидий от государства на это не предусмотрено
На встрече Владимира Путина с членами правительства министр транспорта Роман Старовойт заявил, что с 10 января российские авиакомпании будут предоставлять 50%-ную скидку для детей до 12 лет (23 перевозчика, обеспечивающих 95% перевозок, уже это делают с 1 января). Кроме того, на следующей неделе, по словам Старовойта, в Федеральные авиационные правила должны быть внесены изменения, согласно которым перевозчики не смогут рассаживать отдельно в салоне самолета детей и их родителей. «Эта норма, наравне с условием про 50%-ную скидку (на перевозку детей. – Ред.), учтена в общих правилах перевозок пассажиров, грузов, почты. Изменения в нормативный правовой акт будут зарегистрированы Минюстом до 14 января», – сказал министр.
Последствия первого новшества двоякие. С одной стороны, введение скидки приведет к большей доступности путешествий с детьми. С другой – за скидки кто-то должен заплатить, субсидий от государства по этому вопросу не предусмотрено. А у авиакомпаний расходы высоки, особенно в сложившейся экономической ситуации (санкции, ограничения на полеты в ряд регионов мира, цена топлива и так далее), и в убыток они работать не могут. Поэтому стоит ожидать роста тарифов. При этом, как считает главный редактор портала Frequentflyers.ru Илья Шатилин, увеличение цен произойдет не раньше летнего расписания: «Нельзя просто взять и заложить какую-то величину в обычные тарифы. Вернее, можно, но это может привести к снижению выручки с рейса, так как цена при динамическом ценообразовании определяется спросом».
Что касается второго нововведения – обязательности посадки детей с родителями, то пока не появился нормативный акт с конкретными формулировками, рассуждения на этот счет чисто гипотетические. Принципиально мнения подписчиков телеграм-канала «Крыша ТурДома» по поводу возможного новшества разделились. Меньшинство против: «Кто-то оплатит заранее выбор места, а его пересадят из-за детей с родителями. А потом возврат ждать». Но большая часть пассажиров считает решение справедливым. Вот парочка характерных комментариев: «Отличная идея, ибо детей нельзя разделять от родителей в перелете», «Пресловутое “наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка”, говорят они. А кто мне встать-то и подойти к ребенку даст?» То есть новшество, по мнению туристов, важно не только с точки зрения удобства, но и – главное – безопасности.
В то же время остается открытым вопрос, что делать с теми пассажирами, которые за деньги приобрели услугу «выбор места» и не смогли это место выбрать из-за пассажиров с детьми. Однако эта проблема вряд ли будет массовой, хотя и может обозначиться в летний сезон на популярных туристических направлениях – например, в Сочи, Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Махачкалу или Калининград. Однако на этот счет, предполагают эксперты, должен появиться регламент, разработанный либо Минтрансом, либо Росавиацией. Хотя, возможно, будут внесены изменения во внутренние правила авиакомпаний. Редакция TourDom.ru направила запросы крупнейшим перевозчикам с предложением разъяснить порядок, который будет действовать.
В конце декабря – через несколько дней после прямой линии президента России, на которой была поднята тема доступности полетов, – мы написали, что детские авиабилеты подешевели, но не у всех честные 50%-ные скидки.