В Питере начали проверки отелей и туристов
Правительство Санкт-Петербурга в начале мая опубликовало постановление «О региональном государственном контроле (надзоре) за плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора». Документ устанавливает нормы и правила, по которым будут контролировать то, как соблюдают принятый в октябре прошлого года закон отели и прочие средства размещения, а также туристы. Причем мероприятия планируются как профилактические, так и непосредственно надзорные.
В частности, Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга получил полномочия информировать, консультировать (по телефону, на личном приеме и посредством видеоконференций), объявлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, совершать по адресу операторов курортного сбора профилактические визиты. Отельеры могут также добровольно пройти процедуру «самообследования», т. е. самостоятельно оценить соблюдение требований законодательства в автоматизированном режиме.
Что касается надзорных мероприятий, то к ним относятся документарная проверка, инспекционный визит и контрольная закупка. Последнее наиболее интересно – инспектор от Комитета по развитию туризма вправе инкогнито приехать в отель, представиться туристом и разыграть «тест-ситуацию», т. е. ситуацию, в ходе которой «возможно оценить выполнение контролируемым лицом обязательных требований», касающихся уплаты курортного сбора. Может оплатить его, а может отказаться, после чего проверит, какие действия предпримет в этом случае отельер. Например, юридически турист может не оплачивать курортный сбор, но тогда в системе оформляется соответствующий документ, скрепляется подписью отказника и отправляется вместо денег в Комитет по развитию туризма. После этого к отелю вопросов нет, а вот туриста ждет штраф. Правда, какой именно и какова будет процедура его взыскания, пока неясно – в скором времени Заксобрание Санкт-Петербурга должно внести поправки в региональный Закон об административных правонарушениях.
Отдельным приложением в документе перечисляются индикаторы риска при осуществлении госконтроля над плательщиками курортного сбора и операторами, на которые инспекторы будут обращать особое внимание. Среди них – отсутствие гостиницы или другого средства размещения в реестре операторов курортного сбора, а также отсутствие в системе удаленного финансового документооборота информации о поступлении денежных средств от гостиницы.
Между тем ситуация с наполнением реестра пока не идеальна – число операторов курортного сбора в Санкт-Петербурге практически не растет (на данный момент в реестре чуть больше 600 юрлиц – как и месяц назад). В то время как общее число гостиниц, мини-отелей, апартаментов и просто квартир под сдачу – около 20 тыс. Физлица, сдающие туристам жилплощадь, предпочитают оставаться в «серой» зоне и не торопятся легализоваться отчасти потому, что не могут – операторами курортного сбора являются юридические лица (таковы пробелы в законодательстве).
Что касается организаций, то многих пока останавливает неотработанность механизма курортного сбора. «Острее всего — проблема выгрузки через системы управления отелями. Каждого гостя приходится “ставить” в течение 10-15 минут вручную — это долго, а лишних часов нет. Какие-то системы интегрировались, какие-то нет. К началу курортного сбора нам говорили, что у нас будет не ручная работа, а массовая выгрузка, которая автоматизирует весь процесс. Но, увы, так не всё и не у всех», — прокомментировала TourDom.ru отельер, сооснователь «Международной профессиональной академии туризма» mpat.online Алена Енова.
Напомним, с 1 апреля в Санкт-Петербурге средства размещения обязаны взимать курортный сбор – 100 руб. в сутки с человека в случае проживания более 24 часов. Освобождены от уплаты дети и подростки до 18 лет, а также около двух десятков категорий льготников – герои России, инвалиды, члены многодетных семей, ветераны боевых действий и т. д. Благодаря сбору питерские власти рассчитывают собрать в течение года около 310 млн руб. Все эти средства должны пойти на строительство, ремонт, реконструкцию, благоустройство туристско-рекреационных объектов.