Что такое турпродукт: в России хотят поменять базовое понятие

Что такое турпродукт: в России хотят поменять базовое понятие

Спорная идея поменять базовое понятие в туризме, судя по всему, получила министерскую поддержку

В Минэкономразвития обсуждают внесение поправок в отраслевой закон «Об основах туристской деятельности», чтобы уточнить правила отмены НДС для туроператоров, работающих внутри страны. «Мы находимся в плотном диалоге с коллегами. Бизнесом предложено включить это изменение в дорожную карту по трансформации делового климата», – сказал изданию «Ведомости» источник в министерстве.

Комментарий в «Ведомостях» стал первой публичной реакцией Минэкономразвития на инициативу Ильи Уманского, главы РСТ и одновременно руководителя крупного туроператора «Алеан», изменить формулировку понятия турпродукт. Предлагаемый им вариант, когда «туром» станет любое сочетание туристических услуг, продаваемых за единую цену без обязательного включения перевозки, позволит компаниям внутреннего туризма, которые реализуют в основном услуги размещения, попасть под льготу отмены НДС. 

Когда на рынке только появилась информация о лоббировании Уманским поправки в отраслевой закон, эксперты первым делом предположили, что основным бенефициаром изменений станет бизнес самого Уманского – его компания не пакетирует туры в привычном понимании этого слова, делая упор на продажу номеров и других услуг, прежде всего трансферов, экскурсий. Поэтому «Алеан» не может претендовать на льготу по НДС. 

Коллеги Уманского по общественной организации, среди которых несколько членов президиума, возмутились тем, что от их имени глава общественной организации проталкивает идеи, им самим чуждые. 

Аргументы оппонентов Уманского связаны с тем, что предлагаемые изменения на самом деле увеличивают нагрузку на предпринимателей. 

В законе нет разделения понятия на внутренний, въездной или международный турпродукт. Поэтому, если поправки будут приняты, они затронут базис всех видов деятельности турбизнеса, а это в свою очередь приведет к увеличению финансовой нагрузки на многих участников рынка. 

Один из важных моментов заключается в следующем. Работа туроператоров, которые формируют туры за рубеж, регулируется государством гораздо серьезнее, чем на внутреннем рынке. Они обязаны ежегодно пополнять фонд персональной ответственности в «Турпомощи» в размере 7% от общей цены турпродукта, реализованного за год. Сейчас показатель рассчитывается только от туров, включающих перевозку, а в новой терминологии платить в фонд придется и за отдельные услуги. Это увеличит издержки и грозит распространением «серых» схем ведения деятельности вне официального реестра.

Принятие поправок грозит еще и тем, что статус туроператора обязаны будут получать даже турагенты, которые часто реализуют услуги перевозки и проживания по отдельности. Им придется оформлять финансовые гарантии, подключаться к «Электронной путевке». Кроме того, такие же обязанности возникнут и у российских отелей, которые, например, продают постояльцам экскурсии. 

Компании, не занимающиеся выездом, а продающие только услуги на внутреннем рынке, безусловно окажутся в выигрыше. Но их обороты микроскопичны по сравнению с крупным турбизнесом. Таким образом, новая поправка ударит по тем туроператорам, которые генерируют основные турпотоки, не только развивают международный туризм, но и выступают консолидаторами поставщиков услуг и сервиса в регионах России. 

Несмотря на сопротивление основных участников рынка, инсайдеры говорят, что чиновники для себя приняли решение и действуют по плану Уманского. 

«Очевидно, что для Минэкономразвития необходимо расширение регулируемого и статистически прозрачного турпродукта, в том числе попадающего в “Электронную путевку”», – предполагает основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов. Он не исключает, что в текущую осеннюю сессию поправку внесут на рассмотрение Госдумы, и если примут, то она начнет действовать с 1 марта следующего года. «Только неизвестно, как на это отреагируют депутаты», – добавил Георгий Мохов. 

Действительно, гарантий успешного прохождения изменений в закон нет. Сейчас, по словам собеседников TourDom.ru, идет ожесточенная борьба между лоббистскими группами. 

«Категорически против все 10 первых крупных туроператоров. Каждый из них – это еще и крупнейший туроператор на внутреннем рынке», – сказал нам информированный источник в РСТ. В августе группа туроператоров отправила в Минэкономразвития свое письмо, объяснив, чем нововведения навредят рынку и почему их нельзя принимать без широкого обсуждения в профессиональной среде. Однако ответа на свое обращение инициативная группа так и не получила.