Темный туризм переживает бум — с таким заявлением выступили эксперты в европейской прессе. Чем неспокойнее времена, тем больше туристов стекаются в места, связанные со смертью, трагедиями и катастрофами — от мемориалов Холокоста до жуткой чернобыльской зоны. Ожидается, что рынок темного туризма достигнет почти 30 миллиардов евро к 2024 году и 40 миллиардов евро в течение следующих 10 лет. «Эти места вызывают странное, почти болезненное любопытство», — уверяют источники, хотя и пишут, что такой туризм «поднимает некоторые сложные вопросы об эксплуатации, уважении и потенциальном вреде»
Определение таково: темный туризм, также известный как танатуризм (от греческого слова «танатос», что означает смерть), предполагает посещение мест, связанных со смертью и страданиями. Это могут быть поля сражений, зоны стихийных бедствий, старые тюрьмы или памятники зверств, такие как концентрационные лагеря. «Люди посещают эти места по сложным причинам. По сути, он удовлетворяет глубоко укоренившееся любопытство к смерти и трагедии. Речь идет о понимании неизведанного, взгляде через пропасть на крайности человеческого опыта с безопасного расстояния. Кроме того, эти места предлагают связь со значимыми историческими событиями, помогая нам сопереживать жертвам и лучше понимать прошлые злодеяния».
В числе таких мест называют нацистский концентрационный лагерь и лагерь смерти Освенцим-Биркенау в Польше, Ground Zero и Национальный мемориал и музей 11 сентября в США — его, кстати, в году после теракта посетили 3,6 миллиона человек. Вспомнили эксперты про Чернобыль и Припять, к которым повысил интерес одноименный сериал — но на данный момент этот маршрут по понятным причинам недоступен. Также черный туризм предполагает поездки на «поля сражений Гражданской войны в США и пляжи Нормандии», поездки на «чёрном такси» в Белфаст, чтоб узнать истории борьбы ирландцев против англичан и все прочее.
Есть и проблемы — в первую очередь, то, что смерть становится своего рода шоу. В прессе приводят такой вопиющий пример: в 2018 году ютубер Логан Пол посетил японский лес Аокигахара, известный своими самоубийствами, и снял на видео труп, шутя. Негативная реакция привела к тому, что YouTube временно заблокировал пользователя. Попроще инциденты случаются еще чаще: испанскую модель подвергли критике за то, что она сделала селфи в Освенциме, аналогичные инциденты произошли на Полях смерти в Камбодже.
«Превращение мест страданий в туристические достопримечательности может показаться эксплуататорским, но доходы от туризма часто имеют решающее значение для сохранения и поддержания этих мест, особенно в тех частях мира, где туристические доллары и евро являются ключевым двигателем местной экономики. Посещение печально известной камбоджийской тюрьмы Туол Сленг в Пномпене, где все заключенные, кроме 12, были убиты красными кхмерами, напрямую помогает музею геноцида, возглавляемому добровольцами, оставаться открытым», — пишут в СМИ и призывают найти вдумчивое и чуткое решение этических дилемм, а туристов просят — не делайте глупых селфи, не отпускайте неуместные шутки и не оставляйте мусор.
Впрочем, тематический туризм бывает не только «чёрным». Так, зафиксирован очередной бум кинотуризма по «Гарри Поттеру» (читайте здесь).